вторник, 7 апреля 2015 г.

"ADKAR" - модель управления изменениями

В данной статье представлен краткий обзор модели управления изменениями ADKAR. Этот диагностический инструмент помогает работникам понять, в какой стадии процесса изменений они находятся. Как руководитель, вы можете использовать этот инструмент для обнаружения пробелов в проводимом вами процессе изменений, а также для эффективного обучения персонала. Модель ADKAR можно использовать для:



  • диагностики сопротивления персонала;

  • помощи работникам в адаптации к изменениям;

  • создания эффективного плана личностного и профессионального развития в процессе изменений;

  • разработки плана управления персоналом в процессе изменений.


С помощью модели ADKAR можно определить причины неудачного внедрения тех или иных изменений, а также наметить шаги, необходимые для повышения эффективности изменений. Вы сможете разбить процесс изменений на несколько частей, увидеть, в какой из них скрывается причина неудач, и работать над устранением этой проблемы.


Модель ADKAR была разработана Prosci в 2001 году на основе исследований крупных проектов изменений, проводящихся в более чем 700 компаниях. Данная модель предлагается как обучающее средство в помощь работникам, задействованным в процессе изменений. ADKAR не является моделью или стратегией управления организационными изменениями. Подробнее об управлении организационными изменениями вы можете узнать, прочитав о Change Management Toolkit, разработанном LaMarsh and Associates.


Для того чтобы использование модели было эффективным, нужно понять лежащую в ее основе структуру реализации изменений. В представленной ниже диаграмме изменения реализуются по двум аспектам: аспекту бизнеса (вертикальная ось) и человеческому аспекту (горизонтальная ось). Изменения приносят успех тогда, когда осуществляются и в том, и в другом аспекте.



[embed]https://www.flickr.com/photos/130207187@N03/17032199876/[/embed]


 Изменения в аспекте бизнеса


Изменения в аспекте бизнеса включают следующие типичные элементы:




  • определение потребностей или возможностей бизнеса;

  • составление плана (определение целей и области реализации);

  • разработка решения (новые процессы, системы и организационные структуры);

  • разработка новых процессов и систем;

  • внедрение решения в организации.


Изменения в человеческом аспекте


Человеческий аспект отражает деятельность персонала в процессе изменений. Исследования показали, что проблемы в данном аспекте — наиболее часто называемая причина провала проектов изменений. В 248 исследуемых компаниях эффективное управление персоналом в процессе изменений было названо среди трех основных факторов успешной реализации проектов. Самым же главным фактором успеха была признана помощь руководителям в эффективной организации изменений.


Эффективное управление человеческим аспектом изменений складывается из управления пятью ключевыми фазами, лежащими в основе модели ADKAR:


· A wareness of the need to change
Осознание необходимости изменений (Awareness);


· D esire to participate and support the change
Желания поддержать изменения и участвовать в них (Desire);


· K nowledge of how to change (and what the change looks like)
Знания того, как осуществлять изменения и каким должен быть результат (Knowledge);


· A bility to implement the change on a day-to-day basis
Способности внедрять изменения день за днем (Ability);


· R einforcement to keep the change in place
Способности закрепить изменения (Reinforcement).


Модель AKDAR


Рассмотрим использование модели AKDAR на одном примере с организацией и двух личных примерах. Ознакомившись с этими примерами, вы сможете выполнить упражнение, ориентируясь на те изменения, которые актуальны для вас. Это упражнение важно для понимания модели и ее применения в разных ситуациях.


Пример с организацией


Если вы работаете в организации, где реализуются изменения, ваша реакция на изменения и то, какое место в них отведено вам, будет напрямую зависеть от каждого из пяти элементов модели AKDAR.


Допустим, что организация решила внедрить новое программное обеспечение. Если это изменение будет реализовано, а вы считаете, что оно не нужно (так как вам никто не сообщал, что требуются какие-либо изменения), ваша реакция может быть следующей:


· -"Это пустая трата времени".


· -"Зачем что-то менять, если и раньше все работало нормально?"


· -"Не нужно чинить, пока не сломалось".


· - "Нам никогда не говорят, что происходит!"


Наша естественная реакция на изменения, даже если они положительные, это сопротивление. Осознание необходимости изменений в бизнесе — очень важный момент и первое условие реализации изменений.


Если же вам потрудились объяснить, что старое программное обеспечение уже не поддерживается его продавцом, и организации необходимо новое программное обеспечение, чтобы адекватно реагировать на запросы клиентов, тогда, вероятно ваша реакция (основанная на осознании) будет иной:


-"Когда это произойдет?"


-"Как это повлияет на меня?"


-"Будут ли меня обучать?"


Рассмотрим этот же пример, но уже на следующей стадии. Предположим, что вам рассказали о грядущих изменениях, но у вас не возникло желания участвовать в изменениях или поддерживать их.


- "Зачем мне это нужно?"


- "Сомневаюсь, что из этого выйдет что-то серьезное".


Но процесс уже идет, и вы можете стать объектом негодования со стороны различных индивидуумов внутри организации. Вас могут называть трудным и упрямым. Некоторые скажут, что вы безынициативный и не смотрите в будущее. Возможно, вас также назовут циником или пессимистом.


Осознание необходимости изменений и желание участвовать в них — два важных компонента модели изменений. Из нижеприведенных личных примеров вы увидите, какую роль для эффективности изменений играют другие элементы модели.