воскресенье, 12 апреля 2015 г.

Стратегическая установка — миссия организации

Стратегическая установка, или миссия организации, в сущности, означает попытку ответить на вопрос, в чем состоит конечный смысл деятельности организации.


Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии может становиться одной из сложнейших проблем стратегического развития.   Стратегические установки часто можно найти в годовых отчетах, а также встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся выразить в форме кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяемую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации. Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою стратегическую установку:


• сосредоточить сотрудников организации на общей цели;


• сформулировать основу или стандарт для распределения ресурсов;


• создать или изменить климат, или культуру организации;


• обеспечить трансформацию целей организации в рабочую структуру;


• ввести систему формального планирования в организации.


Содержание стратегической установки. Какого-либо определенного и универсального набора правил для формулирования стратегической установки, подходящего для любой конкретной организации, не существует. В разных организациях ее содержание, объем, форма и уровень детализации будет отличаться. Однако для решения этой задачи существуют все-таки некоторые общие идеи и рекомендации. Представляется полезной предложенная Ф. Дэвидом нижеприведенная структура ответа на вопрос, что должно быть отражено в стратегической установке.


1. Покупатели. Указывается, кто является покупателями организации.


2. Продукция или услуги. Описание основных видов продукции и услуг организации.


3. Рынки. Формулируется сфера конкуренции фирмы.


4. Технология. Сообщается о том, является ли технология предметом внимания организации.


5. Формулирование широких экономических задач фирмы.


6. Философия. Подтверждение основных убеждений, этических ценностей и философских приоритетов организации.


7. Самооценка. Формулирование недостатков организации и ее конкурентных преимуществ.


8. Забота об имидже. Формулирование того, как организация хотела бы выглядеть в глазах общественности.


9. Отношение к персоналу. Заявление об отношении компании к ее персоналу.